Баня по белому
На главную

Казачья баня

Казачья культура неразрывно связана с традицией поддержания здоровья и соблюдения здорового образа жизни, да и как иначе. Именно потому слава казаков прошла через века, что казаки обладали многими навыками боевого искусства, мастерства в мирной работе, умели восстанавливать свои силы, лечились и поддерживали работоспособность до глубокой старости. Многие историки восхищались подвигами казаков, говорили о том, что они с малыми потерями выходили из любых битв, отмечали их силу и выносливость. Понятное дело без грамотной подготовки, без культуры оздоровления и здорового образа жизни ничего бы этого не было.

Каждый казак с малого детства был приспособлен к любым трудностям и знал методы выживания, среди казаков было много лекарей, травников, все трудности службы и казачьего быта они могли преодолевать благодаря стройной системе тренировок, методов снятия усталости, очистки и оздоровления. Большую помощь в этом казакам оказывала баня, именно казачья баня. Как такового названия бани у нее не было, хотя слово «баниться» было, и оно означало мыться, очищаться.


Казачья баня - 3d реконструкция КБ (banyabelogo.ru)

На самом деле, что же такое казачья баня, какие ее корни? Вопрос о бане такой обширный, что для того, чтобы на него ответить, необходимо, заглянуть в прошлое. Исторически точно установлено, что водные процедуры, как средства поддержания чистоты тела, были практически у всех народов, но вот виды водных процедур, температурные режимы, и, соответственно, приспособления и сооружения для данных процедур были у каждого разные. Дошедшие до нас исторические источники указывают на то, что большое значение в культурной деятельности человека было умение поддерживать здоровый образ жизни. При отсутствии в те давние времена письменности, данный опыт мог передаваться через сказания и традиции. Это сейчас каждый знает, что огромное значение в поддержании здоровья имеет образ жизни. Питание, физические нагрузки – поддерживающие тонус, эмоциональные и психологические составляющие позволяют гармонично развиваться человеку. В прошлом, выявляя факторы, положительно действующие на человеческий организм, люди создали требования к коллективному поведению. Данные требования складывались в традиции, которые на ранней стадии развития общества, при отсутствии научного обоснования вполне были логичны и не подвергались ни какому обсуждению. Так на заре человечества возникали традиции соблюдения общего порядка и иерархии, поддержания чистоты и здоровья.
Традиции складывались в культуру. Культуру поведения, жизни, работы, отдыха. Несомненно, культура здорового образа жизни занимала и занимает одно из важнейших мест в становлении и развитии общества.

Культура банного дела длительное время строилась на принципах потребностей общества. Она имела явное разделение на общественные бани и семейные бани. Общественные бани создавались для поддержания чистоты среди людей, проживающих в плотно населенных городах и главное их предназначение - профилактика болезней через чистоту тела. Однако веками складывающиеся наблюдения о водных процедурах и теплового воздействия на выздоравливание больных привело к тому, что стали возникать лечебницы, применяющие бани.
Культура чистоты свойственна всем народам. Государство провозглашает здоровье нации своим достоянием, поэтому водные термальные процедуры применялись у древних греков и римлян, турок и народов населяющих современную Россию. Грязный и немытый человек был всегда порицаем в обществе.

История имеет такие яркие примеры, что когда в Европе, борясь за нравственную чистоту из религиозного фанатизма, стали запрещать показа голого тела и поэтому запретили и бани. Эпидемии чумы, тифа, оспы держали в постоянном страхе целые народы. И только возвращение культуры чистоты тела позволило вернуть спокойствие обществу избавившемуся от массовых болезней. Однако с потерей культуры банного дела была потеряна возможность индивидуального восстановления, очищения, оздоровления, реабилитации, коррекции.
У различных народностей, исходя из места проживания, культурных особенностей, природных факторов, возникали различные предпосылки или потребности в той или иной водной, тепловой, физической процедуре. Кочевые народы для очищения применяли нагретый воздух в юрте, и раскаленные в костре камни. Поливая на нагретые камни воду, получали пар, в котором прогревались, потели, очищались. Оседлые народы создавали постоянные места для очистки, очищения и омовения. Потребовалось строительство очагов, способных нагреть помещение и воду, а также строительство специальных помещений, в которых размещался очаг и принимались непосредственно процедуры. Для этого использовались различные доступные материалы. В лесной зоне самым доступным материалом было дерево, в степной – глина, в горной – камень, это и породило различные формы строительства не только жилых зданий, но и бытовых помещений.

Казаки, заселявшие Кубань в 17 – 18 веках, были в большей части из степных районов Малороссии, верховий Дона, частично из центра России. С собой они приносили традиции и культуру мест, откуда прибыли и устраивали свой быт согласно нажитым привычкам.

Но заселялась Кубань не на пустом месте: черкесы, адыги, греки, турки, и другие. которые уже имели свои культурные и бытовые корни и привычки. Все это наложило отпечаток на культуру казаков, всегда умевших оценить как союзников, так и противников, умевших перенять самые интересные и прогрессивные идеи. Так, используя метод глинобитного строительства, все чаще казаки стали применять камень в строительстве. Строя вторую (или малую) хату для бытовых целей, в которой банылысь (мылись), пряли, скорняжничали, рукодельничали, в ней за печкой выгораживали «теплый вугол» (парную) без которой невозможно было хорошо пропариться и восстановить свое здоровье не только после трудовых будней, но и после боевых действий. «Велыка хата» (большая или главная) была только для отдыха, приема пищи, и детского содержания. Бедные казаки (бывали и такие) не всегда имели малую хату.

Казачьи постройки чаще всего строились методом пристраивания к Велыкой хате, малой хаты, далее шли кладовка, скотный сарай, конюшня.
Каждое строение имело как собственный выход во двор, так и имело проход из помещения в помещение, что выгодно было не только в зимнее и дождливое время переходить без выхода на улицу, но и диктовалось вопросами безопасности позволяя в случае нападения врагов выйти по наиболее безопасному выходу. Строения строили или в ряд по границе подворья, но тогда без окон со стороны улицы, или перпендикулярно к улице. Подворье, кроме явных дверей имело еще и тайные выходы, чаще из конюшни, позволяя безопасно выйти самому и вывести коня. Строения делали из различных материалов. В основном это были саманные, турлучные, глинобитные строения. Богатые казаки могли позволить построить деревянную Велыкую хату, или даже кирпичную. Богатство казаков было в их сыновьях, поскольку наделы земли давались с учетом количества душ мужского пола.

Выход из Велыкой хаты считался парадным, и его открывали только по особым случаям. В Велыкой хате было две – три комнаты (иногда больше) отапливаемые большой печью напоминающую по строению Русскую печь, она чаще и была фактически перегородкой между комнатами. Печь топили только в самые холода, в межсезонье пользовались теплом идущем из малой хаты открыв смежную дверь. В Велыкой хате только спали, и здесь находилась детвора. Это было чистое строение, где был и святой угол. В ней старались пол сделать из дерева. Из Велыкой хаты сразу попадали в Малую хату, которая была попроще. Состояла она из одной или двух комнат, также разделенной печью. Большая комната была бытовой, где проводили основное время: в этой комнате пряли, шили, шорничали, мастерили, стирали, готовили пищу, обедали, и даже мылись, хотя для полного мытья и парения существовала меньшая комната «теплый угол», отделенная перегородкой и примыкающая к печи. По окончанию работ казаки шли в Малую хату мылись, переодевались, принимали пищу и только после этого шли в Велыкую хату на покой.

Пол в Малой хате был глиняный и периодически перемазывался или как иногда называли - доливался (кстати и назывался он долывка). Кто говорит от того, что он доливался, кто - от того, что «дол» – означало «низ».

Печь в Малой хате – кабыца, устраивалась так, чтобы топилась с большой комнаты. Печь топилась постоянно, постоянно нужно было готовить пищу, греть воду, каменку. Только в жаркую пору в хате печь не топили: для этого на дворе строили дворовую кабыцу, и тогда вся хозяйская бытовая деятельность кипела вокруг нее, под теневыми навесами. Воду нужно было нагреть не только для мытья и парения, но и для стирки, для запаривания корма для скотины. Кабыца была подовой печью и имела большую топку, в которую помещались большие чугунки. Большая топка позволяла топить печь не только дровами, но и хворостом, тростником, кизяком. Печь была переделена на две части, в задней находилась каменная закладка, прикрываемая заслонкой со стороны теплого угла – парной.

Теплый угол – парная, были небольшими по объему, без окон, только в противоположном углу от печи под потолком был сделан продух – вентиляция. В этом помещении были две – три лавки. Одна лавка была высокой, в пояс взрослого человека. На этой лавке парились, мылись или мыли другого, проминали, пропаривали, обертывали. Для удобства эту лавку или приставляли к стене, или выставляли посередине, что облегчало проводить лечебные процедуры и парить. В парной часто устанавливалась кадушка (бочка) на 200 – 300 литров, с запасом холодной воды. В нее днем наносили воду, которую затем использовали для разнообразных хозяйских нужд, для последующего нагрева чугунками или в баке, монтируемом в печь (в более поздние времена). Из этой же кадушки брали воду и для мытья и для водных процедур (обливания, настои, компрессы и.т.д.), а также часто использовали как купель, окунаясь в нее после парения. Были еще и деревянные ведра, называемые «цебарками». В этих ведрах запаривали и настаивали веники, отвары трав. Еще применяли корыто – ваганы, раньше оно было сделано из дерева, позднее металлическое.

Пол был глиняный с уклоном к наружной стене и выводом через отверстие наружу воды. Сверху пол настилался камышовыми матами, соломой или сеном.

Быт казаков был тяжелый да еще привязанность к военной службе требовали от казака физической подготовки, которая высоко ценилась в казацкой среде. Как оценивали современники казачью подготовку: казаки были всегда в списке элитных воск; казачьи заставы были самыми передовыми форпостами империи; казачьи пластуны славились своей подготовкой в качестве военных разведчиков; из самых трудных и ответственных боев казаки выходили с наименьшими потерями. В быту это были умелые и крестьяне и ремесленники, расчетливо ведущие хозяйство и выживающие в самых экстремальных условиях. В чем секрет такой подготовки? Конечно, прежде всего, в качественной тренировке как военной, так и физической и конечно в поддержке здоровья. Хорошей традицией у казаков была перед ответственной битвой хорошо помыться и надеть чистое белье. После тяжелого труда и военного похода очищение и омовение, было обязательной ежедневной процедурой. Казаки тщательно следили за содержанием лошадей, формы, оружия, великолепно разбирались в системах поддержания здоровья и методах оздоровления.

Как уже говорилось, что термин «баня» начал использоваться сравнительно недавно. Данное слово было созвучно малороссийскому слову «баниться», что означало мыться, очищаться. Казаки были еще умелыми знахарями и врачевателями способными использовать природные методы по восстановлению сил и здоровья после тяжелой работы и тягот военной службы. С помощью банных процедур восстанавливали здоровье, гнали хворь и ломоту. Правили суставы, лечили растяжения, ушибы. В периоды постов баня помогала легко переносить воздержание в питании, из-за чего оздоровление организма шло более полноценно.

Для мытья чаще использовалось обмывание тела горячей водой с предварительным его распариванием. Парились паровыми процедурами по причине того, что нагреть воду для омовения легче и проще распарить тело, чем нагреть воду для ванных процедур.
Существовали еще и войсковые бани, которые были как стационарные, так и передвижные. Передвижные располагались в шатрах и использовались в походных условиях воинских подразделений, но с начала 20 века в Русской царской армии стали создаваться передвижные бани оборудованные стационарно на лафетах и на базе грузовых автомобилей.

Современные исследования дают выводы, что баня при регулярном ее применении не менее раза в неделю оказывает еще профилактическое действие против таких болезней как простудные, сердечно сосудистые, дыхательных путей, желудочно-кишечного тракта, обмена веществ, аллергические, кожные и многие другие. У людей, регулярно пользующихся баней, укрепляется иммунитет. Наверно поэтому казаки высоко ценили баню. Принятая баня после тяжелого и напряженного дня приводит сначала к полному расслаблению организма, а затем полностью восстанавливает все жизненные силы. Улучшаются умственные возможности, мышцы освобождаются от тяжести, кишечник нормализует работу, проходят спазмы, восстанавливается тонус. В бане человек способен войти в состояние медитации и транса что говорит о том, что обстановка и душевное состояние человека вступают в резонанс и наступает полная гармония с природой. Омовение, оздоровление, лечение, очищение, релаксация, восстановление – это составляющие общего процесса гармонизации и сохранения цельности человеческого организма во всех отношениях, и все это относится к воздействию бани на человека.
Банное искусство - это опыт, знания, традиции предков, где дело врачевания и сохранения здоровья, жизни человека природными средствами, которые исторически складывались долгие годы в мастерство и умение банного мастера, банщика, массажиста-парильщика и банного реабилитолога, которые на сегодняшний день мы открываем для себя по новому. Казачья баня выполняла все эти функции, в ней казаки мылись, выполняли бытовые работы в виде стирки, сушки трав, приготовления отваров, починки одежды и снаряжения и т.д. Но кроме этого в бане знахарничали, рожали, зачинали, костоправили, делали припарки, примочки, проминали (массажировали). Всеми этими приемами владело основное большинство казаков, это было обязательным и само собой разумеющимся в каждой семье, за исключением разве - знахарство, костоправство и ведание трав было не каждому дано.
Если меня спросите, а куда делась баня с Кубани в наше время, то я вам расскажу краткую историю на примере моего рода.
Мой дед по материнской линии был из казачьей семьи, где в роду были лекари и кузницы. Кузнечное дело спасло моего деда от раскулачивания в 30-е годы прошлого века. Кузнецы ценились при всех режимах. Профессия кузнеца позволила моему деду сохранить и баню (малую хату).
Не секрет, что Советская власть стремилась уничтожить казачество как класс, и любыми средствами уничтожало не только казачий быт, но и самих казаков. Казаков семьями ссылали в Сибирь, отправляли работать на каналы, шахты, рудники, лесозаготовки. Неоднократно проводились продовольственные разверстки, выгребались все продуктовые припасы. Кубань от голодомора, похожего на Украине и в Поволжье, спасли только ее природные богатства – рыба и дичь.

В последующем вместе с продовольственным налогом был введен и налог на имущество, Которым было обложено все движимое и недвижимое имущество, в том числе куры, овцы, коровы, лошади, плодовые деревья, строения.

В такой ситуации «население» Кубани, так в советское время назывались казаки, поскольку по идейным соображениям пытались стереть историю казачества, дошли до полного обнищания. Люди, чтобы уменьшить налоговое бремя, стали резко сокращать поголовье скота, вырубать деревья, сносить постройки, без которых можно было обойтись в суровое время. Конечно, бани (вторая или малая хата) первыми попали под слом. Делали это под видом ветхости или под действием стихий. Многие строения были сделаны из самана или глинобитные мазанки и стоило повредить камышовую крышу, как зимние дожди полностью уничтожали строение даже за одну зиму.
Мой дед как кузнец пользовался определенной льготой и сохранил баню, пользуясь ею до самой своей кончины (до 1976г).
Вот таким образом в Советское время была уничтожена на Кубани одна из культурных традиций – казачья баня.

Сосланные в Сибирь казаки (раскулаченные), оставшиеся в живых, не имели таких ограничений по строительству бань и смогли сохранить данную традицию. Мне приходилось встречаться с внуками потомственных казаков, которые сейчас возвращаются на Кубань, так вот они говорят, что в Сибири стоят еще их дедами построенные бани, применяя традиции своих отцов. Получается, что Сибирь за годы советской власти оказалась фактически инкубатором, в котором сохранилась сама баня, заповедником банного искусства. И, несмотря на то, что большинство банных традиций было утеряно, сам дух банного дела, принцип паровой бани остался жить. В различных местностях помещения для банных процедур строили из различных материалов и с всевозможными различиями присущими традициям и привычкам которые вынесли казаки, переселяясь из тех или иных мест. Так в степной зоне строения строили из глины (саманные, глинобитные, мазанки). В лесной зоне ставили срубы, или дощатые обшитые горбылем. В горной местности были и помещения сложенные из камня.

То, что мы сейчас говорим о поддержании здорового образа жизни, для наших дедов было само собой разумеющееся. А здоровье начинается с чистоты тела, поэтому мылись казаки каждый день. И в обязанности детей входило натаскать воды из колодца или речки, хвороста или камыша, истопить кабыцу (печь) в «другой (малой) хате» и к приходу старших все было готово для мытья. В «теплом углу» за легкой перегородкой, отделяющей часть помещения, возле печи грелись, парились, омывались, обливались напарами трав, обертывались распаренным сеном, когда хвороба прицеплялась, растирали тело маслами, медом, прополисом, солью, разминали тело. Все эти процедуры подбирали в зависимости от состояния или от желания и во всех них каждый разбирался с детства.

Конечно, были хвори, которые были непонятны простому казаку и тогда шли к знахарю, травнику, костоправу, который или подбирал травы, или разминал тело, ставил суставы, читал заговоры и все это проходило чаще, после того как больного прогреют, распарят, расслабят.
Для парения веники применяли не часто, их берегли, поскольку в округе было мало пригодных для этого деревьев. Веники заготавливали с дуба, клена, и применяли в торжественных случаях и по желанию, а чаще парили при помощи рушныка. Рушнык для этого замачивали в отваре трав, после этого выжимали. Влажным рушнком нагоняли паровоздушную смесь на парящегося, после чего нагретым рушником протирали тело, делали компрессы, обертывали.

Для отваров для компрессов и обливаний применяли следующие травы:

  • череду, отваром ее лечили многие кожные болезни, особенно у детей – купая их в этом отваре;
  • ромашку антисептическое действие, которой было эффективно против угрей и прыщей, мыли отваром голову;
  • пустырник хорошо успокаивал после тяжелого дня;
  • зверобой применялся как эффективное ранозаживляющее средство;
  • тысячелистник хорошее кровоостанавливающее средство и при чесотке ;
  • полынь как средство от паразитов.

Были и комплексные рецепты.

Рецепт от псориаза

В емкость с разогретой водой опускали большое количество отрубей и столько же хвои. Когда все это снадобье распаривалось, кашицей обмазывали человека и обертывали льняной простыню. Поддавали пару и в парной держали комфортную температуру, чтобы человек мог пропотеть. Потом смывали кашицу и укутывали в льняную простыню и снова давали пропотеть. После тело снова обмывали, а пораженные участки кожи натирали смесью из сока хвойных иголок, смешанных с золой, которая оставалась после сжигания тех же хвойных иголок. Этот хвойно-зольный экстракт втирали непосредственно в места бляшек псориаза. Когда эти места подсыхали, сверху их намазывали соком зверобоя или зверобойным маслом, или делали аппликации из кашицы чистотела.
Знахари казаков знали восстановительной способности многих растений, а для очищения от различных воспалений кожи применяли рецепты на хрене, редьке, репе и капусте. Соком и кашицей этих растений рекомендовалось натирать кожу, разводя их пополам с молоком. Современные ученые подтвердили, что анти микробное вещество, по химической структуре близкое к лизоциму, действительно найдено в хрене, редьке, репе и капусте.

В казачьей бане лечили многие болезни и те, которые назывались Порчей, Для этого готовились напары не менее чем из девяти трав, если же порча тяжелая, тогда использовали двадцать одну траву. Высушенное и перемолотое сырье в равных долях запаривалось, тщательно процеживалось, отстаивалось, и на водный раствор заговаривался заговор. Отстоем натирали тело и интенсивно массировали после этого пропаривали вениками. Проминали и пропаривали человека, пока с него не сходила вся травная масса, а тело от пропарки вениками не очищалось. После этого человека окатывали студеной водой, читались заговоры и оставляли полежать под льняной простыней. Затем процедуру повторяли, постоянно омывая заговоренным напаром, после чего считалось, что порча снята.
Еще один из способов восстановить силу и бодрость казака после тяжелого похода. Делается крутой настой чабреца. После прогрева в бане, тело натирается настоем. Вскоре как почувствуется интенсивное жжение начинается опаривание веником до полного ощущения наполнением теплом. После этого тело окатывается холодной водой и парение повторяется.
Кстати, вода для настоев и напаров тоже приготавливалась особым способом – настаивалась на древесной золе. Эту же воду применяли для мытья и стирки белья. Считается, что вода после этого становилась легче и очищалась от разной порчи. Очень ценилась талая и дождевая вода ее считали живой.

Существовали травы и для чаев после бани. Широко использовались узвары.
Узвар делали или с одной травы или из смеси трав в зависимости от хворобы или желания.
Были узвары от горячки, лихорадки, головной боли, болях в животе, коликах в боку (чаще желчнокаменной и почечнокаменной болезни).
Узвары готовили из смеси трав, очень был распространен состав для крепости духа и тела, который пили не только в бане, но и каждый день, это сбор был из листьев земляники, смородины, малины, облепихи. В ходу были мята, мелиса, чабрец, солодка.
Узвары еще были и ягодные и плодовые. Ягодные варились с облепихи, смородины, крыжовника, малины, ежевики (ожына). Плодовые из яблок, груши, сливы, алычи.

Применяли в бане еще и мед и прополис. Мед не только добавляли в узвары, но и еще им натирались в перерывах между парениями. Прополис добавляли в отвар трав, которые применялись для компрессов и обливаний.

В бане никогда не употребляли спиртные напитки, даже квас был редкостью, потому что для его производства необходима была рожь, а на Кубани сеяли пшеницу. Да и вообще традиции запрещали разгульную жизнь, поскольку жизнь казака всегда была сопряжена с опасностью. За многие годы традиция была отшлифована и дошла до нас сводом правил, о том чего нельзя делать в бане. В бане нельзя было париться при горячке, при сильных кровотечениях, с непокрытой головой, в бане не шумели и не ругались, дабы не осквернять чистое место, прежде чем париться, омывались водой, чтобы удалить с тела пот и сторонние запахи. Перед парением вначале хорошо прогревались, после этого разминали тело. Для казака крепкое тело, как мы понимаем сейчас физическую культуру, было необходимостью, отвечающей требованиям военного дела и нелегких трудовых будней. Массажные процедуры помогали быстро восстановить мышечную активность, излечить от возможных простудных заболеваний. И глубоко ошибаются люди, когда заявляют, что баня раньше была для просто мытья. Массаж был такой же необходимой процедурой как гигиенические очистительные процедуры. Когда тело было хорошо размято его опаривали, обильно смачивая отварами трав вениками или рушныком, по мере разогрева тела, обливали его контрастными порциями воды, после чего снова интенсивно парили и обтирали веником или рушныком, смоченными в травяном отваре. Для лучшего прогрева применялись обертывания в льняную ткань или укрывания сеном. Голова парящегося весь период парения должна быть укрыта или льняной тканью, или шерстяным колпаком, или сеном. Парение делали от ног и рук к центру тела. Более интенсивные действия проводились на руках и ногах. Более щадящую технику применяли на спине, берегли область почек, печени, шею. Голову не парили вообще. Однако шею и голову массировали руками, когда болела голова или сковывало шею. Парилась и мылась вся семья, но если все не помещались, то сначала вымывали детей, потом мылись взрослые, а в конце пожилые.

В походных условиях казаки тоже не забывали о бане и устраивали ее при первом удобном случае, самая простая была сделана из ветвей и жердей с накинутыми на них попонами. В центре этого шалаша делался очаг который обкладывали камнями. После хорошего прогрева камней в шалаш вводили больного или раненого, ушибленного в бою казака и начинали парить. Предварительно в котелке готовили травяной настой. Этим настоем натирали тело и поддавали на камни. После парения в травном эликсире, казака обтирали жесткой овечьей шерстью, массируя все тело. Обтерев и слегка дав телу пропотеть, казака, накрывали овечьей буркой, и повторяли процедуру. Предварительно перед вторым парением тело натирали травами для этого использовали полынь, чабрец, череду, чистотел. Ушибленные места натирали красной глиной, каменной солью, медом.

О бане можно говорить бесконечно, поскольку в каждой местности были свои интересные традиции и методы. Однако общие принципы были весьма схожи.

Похожие материалы: