Баня по белому
На главную
Главная Казачий край

Казачий край

Чем дальше в будущее входим
Тем больше прошлым дорожим.
И в старом красоту находим,
Хоть новому принадлежим.

В. Шафнер.

Кубань - край казачий!

Большинство историков ведут историю Кубани с момента заселения Запорожскими казаками, которые получили данный край в качестве дарственной в 1788 г от царицы Екатерины II. Хотя дарственная была условная, поскольку Северный Кавказ в то время населяли народности, которые не только не входили в состав Российской империи, но и часто даже открыто враждовали. Многие прибрежные города принадлежали Турции, которая почти постоянно находилась в войне с Россией. Влияние Турции на горские народы было велико, были конечно и такие народы которые были недовольны действиями Османской империи, но были и союзные им народности. Поэтому край, заселяя, фактически повсеместно нужно было или завоевывать, или охранять от набегов. Но в этом как раз и был интерес руководства государства защитить свои южные рубежи и расширить влияние и владения. Царское правительство понимало, что заселять просторы нового края просто жителями было затруднено, поскольку им нужно было обеспечить охрану. Кроме этого, где было взять столько свободных рук? Казаки для этой цели были самым верным решением, кроме этого решалась другая проблема – убирался очаг напряженности на юго-западных рубежах империи - Малороссии. При присоединении Украины царское правительство столкнулось со свободолюбивым характером казаков. Основной проблемой стала Запорожская сечь, где был основной центр Украинского казачества. Указом Екатерины Запорожская сечь была распущена, но казаки не смирились и ушли за Дунай. Где им пришлось отстаивать свою независимость иногда и на стороне турецких войск. Обида на Русское правительство росла и это стало напряженностью во взаимоотношениях. Но отсутствие постоянного места проживания тоже ложилось тяжким бременем. Атаманы, пытаясь спасти казачество, обратились к царице с просьбой о выделении места для проживания, а за это обязались служить верой и правдой. Кубань для казаков в то время была хорошо известна и уже начиная с 40-х годов восемнадцатого века были предприняты неоднократные рейды и даже обосновывались поселения по берегам Азовского моря. В период войны с Турцией 1768 года казаки принимали активные действия вместе с регулярной армией России против турок. С приходом Суворова А.В. в 1777 году на Кубань строились крепости и укрепленные редуты на оборону которых не хватало людей, здесь и пригодились казаки, но и их не хватало, после чего и была разработана программа переселения из за Дуная запорожских казаков.
К 1793 году черноморцы (как теперь стали именовать переселенцев) в составе 40 куреней (около 25 тысяч человек) переселились в результате нескольких походов на кубанские земли. Возглавляли переселения знаменитые атаманы Савва Белый, Константин Кордовский, Захарий Чепега, Антон Головатый, Лукьян Тиховский, Иван Юзбаши. Главной задачей нового войска стали создание оборонительной линии вдоль всей области и развитие народного хозяйства на новых землях. Несмотря на то, что новое войско было значительно переустроено по стандартам других казачьих войск Российской империи, черноморцы смогли сохранить в новых условиях много традиций запорожцев, правда, сменив украинские шаровары на более удобную местную одежду - черкески.
К 30-м гг. XIX в. окончательно определилось местонахождение каждого куренного селения. На территории Черномории возникло 38 куренных селений, получивших те же названия, которые они носили в Запорожской Сечи. И было образовано два новых куреня: Екатерининский и Березанский. Всего 40 куренных селений.

С Дона и Воронежа несколько позже предпринимались действия о переселении казаков, которые в свое время тоже были чаще с Украины, поскольку у них был малороссийский говор. Дополнительно переселялись свободные люди с губерний России. На Кубани произошло перемешивание нескольких культур Украинской, Российской, куда подмешивалось частично позаимствованные элементы и горских народов. Сформировавшаяся Кубанская казачья культура оставалась до революционных преобразований 1917 года. Из нее складывался быт, укоренялись традиции. С приходом Советской власти, большевики, столкнулись с яростным сопротивлением казачества новой власти. Тогда бала поставлена задача полного искоренения казачества, его культуры и языка. Физически уничтожались казаки, семьями выселялись в Сибирь. Был разрушен образ жизни казаков, быт, традиции, результате мы чуть не потеряли самобытный язык, фольклор, песни казаков, который по крупицам сейчас собирается и тиражируется.
Зная историю, мы сейчас можем заявлять, и гордится: Кубанский край – казачий край.