Баня по белому
На главную
Главная Казачий край История Кубани Тмутараканское княжество

Тмутаракань

В IX веке Киевская Русь активно развиваясь обратила внимание на Южные и Восточные земли, во-первых, от сюда постоянно исходила угроза от кочевых племен объединяемых Хазарским каганатом, во-вторых, этот регион был богат ресурсами. Богатые почвы, на которых паслись тучные стада животных, полноводные реки с неисчерпаемыми запасами рыбы. В 965 году Святослав Игоревич по прозвищу Храбрый наголову разгромил хазар. Как пишут большинство историков, что походы Святослава были похожи на сабельный удар, прочертивший по карте Европы широкий полукруг со среднего Поволжья до Каспия и далее по Северному Кавказу, Причерноморью до Балкан. Так в составе Киевской Руси появилось Тмутараканское княжество. Его стольным градом стала хазаро-византийская Таматарха, зазвучавшая по-русски как Тмутаракань. В свое время был известен как крупный торговый город с хорошей гаванью. Через Тмутаракань поддерживались политические и экономические связи между русскими княжествами, народами Северного Кавказа и Византией. В городе жили касоги (адыги), греки, аланы (предки осетин), русские, армяне, печенеги.
В 988 году князь Киевский Владимир Святославович посадил на Тмутараканский престол одного из своих двенадцати сыновей Мстислава, который впервые упомянут в "Повести временных лет" под 980 годом. В 1016 году Мстислав Владимирович, получивший прозвища Храброго и Удалого, помог византийскому императору отобрать у хазар Тавриду (Крым). Через шесть лет состоялось знаменитое единоборство Мстислава с касожским князем Редедей, так поэтически описанное в летописи. Победив Редедю и наложив на касогов дань, Мстислав построил в Тмутаракани церковь Пресвятой Богородицы. Позднее, Мстислав воевал со своим старшим братом, великим князем Ярославом Мудрым, и одержал победу. В 1026 году братья, разделили Русскую землю по Днепру. Тмутараканский князь присвоил себе Левобережье Днепровский Руси. Всего же Тмутаракань находилась под властью могучего князя Мстислава без малого 50 лет, и это был период подлинного расцвета отдаленного от Руси приморского княжества. После смерти не имеющего прямого наследника Мстислава в 1036 году, Тмутараканское княжество вместе с завоеванными землями отошло к Ярославу, который завещал его вкупе с Черниговской землей и "всей страной восточной" своему четвертому сыну, Святославу, который, со слов летописца положил начало свержению братьев с книжеских престолов. Святослав, получивший прозвище Тщеславный, в свою очередь передал тмутараканский престол в удельное княжение своему сыну Глебу.
А в 1061 году происходит одно из важнейших событий в жизни княжества. Сюда, спасаясь от преследования великого князя Киевского Изяслава Ярославича, бежит монах Киево-Печерского монастыря, впоследствии знаменитый летописец Никон. И уже через три года двоюродный брат князя Глеба, еще один внук Ярослава Мудрого, Ростислав Владимирович, не получивший удела захватил вместе с воеводами Пореем и Вышатой Тмутараканское княжество, выслав Глеба к отцу в Чернигов. Через год Святослав изгнал Ростислава из Тмутаракани, но после его ухода тот снова вернулся в город, а еще через год был отравлен византийцем Котопаном, поднесшим ему вино с ядом. После этого по поручению жителей Тмутаракани Никон, принимавший активное участие в общественной жизни княжества, поехал в Чернигов к Святославу просить возвращения Глеба на княжение.
Таким образом, последний раз Тмутаракань упоминается в летописях под 1094 годом, когда Олег с половцами пришел в Чернигов. После этого глухие упоминания о Тмутаракани есть, собственно, только в "Слове о полку Игореве", где она названа "землей незнаемой". Дикое поле половцев надолго отрезает княжество от земли русской. Именно тогда герой "Слова…" - князь Игорь, внук Олега Гориславича организует свой поход, дабы "поискати града Тмутараканю".
"Повесть" (из которой и стало известно большинство подробностей) писалась несколькими игуменами Киево-Печерского монастыря, и доведена она, если не считать поздних продолжений, до 1111 года. Очень вероятно, что и сведения о сохранности церкви Пресвятой Богородицы относятся к началу XII века, за несколько лет до завершения летописания монахом Сильвестром. Тмутараканское княжество перестало существовать поле катаклизма произошедшего в данном регионе - как отмечено летописи известие под 1107 годом: "…тое же зимы февраля 5 трясеся земля перед зорями в нощи". После сильнейших разрушений, русские дружины покинули княжество. Византийцы стали контролировать прибрежную зону, остальную территорию причерноморских степей половцы, в горах касоги.

Похожие материалы:

Пропустить Навигационные Ссылки.Пропустить Навигационные Ссылки.Пропустить Навигационные Ссылки.