Баня по белому
На главную
Главная Баня Особенности бани Мексиканская баня

Мексиканская баня - Темескаль

Паровые бани были у многих народов и создавалась она независимо друг о друга. Доказательств множество, и чтобы не было споров о взаимном перенимании приципов приведем пример Американской бани, вернее той, которая была известна коренному населению Америки много веков назад, задолго как туда пришли европейцы. Сейчас она известна нам как мексиканская баня - Темескаль. Северную часть континента населяли кочевые народности. Южную Америку оседлые племена майя. Кочевые племена строили бани наподобие вигвама. Эти сооружения обогревались костром, горящим посередине. Костер разогревал камни окружающие очаг, на которые в процессе парения лили воду, пол устилали травами. Индейцы сидели вокруг очага выполняя физические движения в виде танца для ускорения потения. Ногтями и скребками друг другу скребли тело.

Южные племена Майя строили свои жилища из глины, а культовые сооружения из камня. Бани они тоже строили из камня, что говорит о большом значении и почитании банной культуры. К сожалению стараниями инквизиторов были уничтожены многие письмена майя и поэтому мы знаем об их культуре благодаря археологическим раскопкам и преданиям местного населении. Находки археологов и исследования обычаев и истории потомков майя говорят о том, что паровая баня была совершенно обыденным явлением. Недавние раскопки в Пьедрас-Неграс, Чичен Итца и Эль-Пара-изо открыли взору руины бань, которым более чем 1200 лет.

Баня в большинстве источников называется "темескаль". Темескали посвящались особой богине Темаскальтиетль, покровительствующей лечебному действию паровых бань. Над входным отверстием парилки некоторых темескалей помещалось изображение богини земли и родов Тетео Иннам, так как женщины использовали эти помещения при родах для облегчения болей. Возможно, темескаль развился как альтернатива лечению, которое древние индейцы практиковали в термальных источниках (в Мексике их очень много: Гогоррона, штат Сан-Луис-Потоси, Лос-Асуфрес, штат Мичоакан, Команхилья, штат Гуанахуато, Лос-Баньос-дель-Пеньон, Федеральный округ, и т.д.). Но даже без химических элементов, растворенных в воде термальных источников, темескаль весьма полезен для здоровья: при потении очищаются поры кожи, снижается вес тела, расслабляются мышцы, уменьшаются боли.

Испанские миссионеры впоследствии старались всячески дискредитировать темескаль среди ацтеков и майя. Однако в последствии многие медики и историки все же склонились к пользе бани. Один из первых историков Мексики, монах брат Дюран, написал в 1567 году: "Темескаль - небольшое здание, обогреваемое изнутри. В него может войти до десяти человек. В нем невозможно стоять во весь рост. Дверь же мала настолько, что лишь один человек может пройти в нее, согнувшись пополам. В дальнем углу находится печь. Она разогревается так, что жар трудно вынести. Эти бани сухие и горячие, и купальщики потеют просто от горячего воздуха. После потения в темескале индейцы моются холодной водой, так что весь жар от печи выходит из них. Для наблюдателя они кажутся ужасными людьми: стоят голые и обливают себя холодной водой из кувшина от десяти до двадцати раз без малейшего вреда. Хотя это выглядит как ужасная дикость, я не согласен с таким мнением. Когда тело привыкает к этой процедуре, она перестает быть невыносимой. Хотя, разумеется, если бы испанец попытался сделать что-либо подобное, он непременно бы потерял рассудок или его бы разбил паралич".

Испанский врач Саагун перечислил большое количество заболеваний, для лечения которых благоприятно принятие паровой бани. Терапевтическое использование

темескалей часто сопровождалось ритуальными обрядами, придававшими всей процедуре мистический и таинственный настрой. Однако обряды постепенно отмирали, лечение приобретало светский характер. Один из этнографов достаточно подробно описал принятие современной паровой бани в селении Сан-Хуан-Теотихуакан: "Когда готовят баню, собирают дрова в достаточном количестве для разогрева экрана из тесонтле (камни между печью и парилкой для образования пара) и внутренних стен темескаля. Когда дым, проходящий через парилку темескаля, выйдет сквозь входное и два-три вентиляционных отверстия в стенах и в своде, человек входит внутрь, неся с собой емкость с водой, разогретой на горячих углях печи, и большие зеленые ветки. Вход закрывают циновкой, а круглые вентиляционные отверстия затыкают травой. Купальщик в наклоненном положении трясет зеленые ветки внутри темескаля. Эти ветки, охеадорес, сначала вымачивают: при их прикосновении к разогретым стенам бани образуется пар и капли горячей воды. Если температура снижается, время от времени льют небольшое количество воды на экран из тесонтле, где жар сохранился, так что вода сразу превращается в пар. До образования пара, но после того, как огонь был потушен, отверстие печи наружу закрывают большим камнем, который замазывают глиной, предупреждая выход пара. Частью процедуры является мытье с горячей водой и мылом со связками волокна магея или кусками сушеной травы вместо мочалки и банного веника".

В 1787 году итальянец Франческо Калигеро писал, что мексиканские бани - сильнейшее лекарство, которое может быть полезно в Европе для лечения ревматизма. Он же дал описание строения, согласно которому темескаль обычно сооружали из грубо обработанных камней. Он походил на печь для выпечки хлеба, только фундамент находился ниже поверхности земли. Общий диаметр - около 2,5 м, а наибольшая высота - рост человека. Вход - не больше устья печи, то есть человек мог в него только проползти. Напротив входа находилась печь из камней или грубых кирпичей. Ее устье открывалось наружу. У задней стены парилки располагался прямоугольный очаг (его средние внутренние размеры - 1,15 x 0,9 м, проход внутрь очага из парилки имел 0,7 м ширины, 0,8 м высоты и оформлялся каменной перемычкой и косяками из монолитных каменных блоков). Вдоль задней стенки очага проходила стена, сделанная полностью из больших обломков камней, соединенных известняковым раствором. Во всех обнаруженных при раскопках древних зданиях крыша очага не сохранилась. Похоже очаг разогревал заднюю стенку парной на которую и лили воду для парения. По периметру располагались каменные лавки – это значит температура в парной была не высокая и здесь и парились и мылись. Но что особенно интересно, это то, что для парения применяли травяные веники которыми нагнетали пар и массировали тело. Получается, что Темескаль имеет общие процедуры и режимы как и Русская паровая баня.

Сегодня паровые бани в индейских деревнях Мексики сохранились практически в неизменном виде. Коренное индейское население Мексики представлено различными племенами. У каждого из них имеются свои особенности строения мексиканской бани - темескаля, однако основные черты - внешняя комната, парилка, внутренний очаг - остаются неизменными. Сегодня баня-темескаль имеется в каждой деревне. Не все жители строят свою собственную баню. Как правило, один темескаль используется несколькими соседями. Они используются не только для мытья, но и в качестве терапевтического средства, однако основной целью остается все же гигиеническая процедура. Как медицинское средство темескали применяются на этапе выздоровления от некоторых болезней, они посещаются женщинами до и после родов.

Алексей Белый

Похожие материалы: