Турецкие бани Хамам
Говоря о хамаме мы имее в виду не толькоТурецкие бани, но и Сирии, Марокко и Узбекистане, Ираке и Эмиратах, Ливии и Таджикистане, Тунисе и Ливанеранее распространенные только в мусульманском мире они получили признание во всем мире. Это один из видов потомков римских бань, сохранившийся до наших дней. Хамам неразрывно связан с исламской культурой, значение которого далеко выходит за рамки гигиенической и оздоровительной процедуры.
Возник хамам в Византийская империя (Второй Рим), которая просуществовала до середины II тысячелетия и продолжала следовать многим римским традициям и обычаям, оставалась верна им и в отношении бань. Именно в Византии, в городе Пергаме, который сегодня находится на территории Турции, практиковал знаменитый римский медик Гален - энтузиаст и большой поклонник терм. Арабы Аравийского полуострова, тесно общаясь с византийцами, переняли от них некоторые традиции. Еще до появления ислама частое мытье было достаточно традиционным для народов Востока. Это естественная необходимость в условиях жаркого климата. Они лишь не признавали купание в ваннах и бассейнах считая это не чистым, а обливались водой, после знакомства с римскими термами взявшие в процедуру и паровые режимы. Научившись париться, однако не переставали при этом обливаться холодной водой. Мытие в хамаме было записано даже как богоугодное дело в Коране
Великий арабский врач, ученый и естествоиспытатель, поэт и энциклопедист Авиценна (Ибн Сина)в "Канон врачебной науки" считал баню одним из сильнейших средств оздоровления и лечения: : "Если заниматься физическими упражнениями, вести здоровый образ жизни и не забывать посещать баню, нет никакой нужды в лекарствах"
Арабы стремились создать свою архитектуру, которая несколько отличалась от римской. Они предпочитали более низкие потолки, здания выглядели менее помпезно. В исламских банях сохранилась традиция последовательности комнат с различной температурой, аналогичных тепидариуму, фригидариуму и лаконикуму, но их строение и назначение несколько изменились. Комнаты отличаются размерами, формой и высотой куполообразной крыши и удаленностью от источника тепла.
Хамам строится по принципу ладони, то есть в плане помещение представляет собой конструкцию, которая состоит из пяти выходящих из одного центра лучей - ниш (эйванов).
Посетитель переходит из одного помещения в другое, из прохладного - в более горячее, а потом возвращается назад для релаксации. Раздевалка в хамаме, называемая "джамекян", обычно очень большая комната с низкими скамьями или циновками вдоль стен. В восточных банях тепидариум сузился до размеров коридора, ведущего из фригидариума, который здесь называют "согуклук", в горячее помещение, называемое "харара". Последнее можно узнать издали по высокой куполообразной крыше со стеклянными окошечками в куполе. В харара, как и в римском калидариуме, производится массаж. Для этого посреди харара находится невысокий постамент из мрамора - гебекташ (чабек, супа). Вместо лаконикума имелась небольшая парная, которая являлась частью харара. Римляне заканчивали банный процесс занятиями в библиотеке или философскими дискуссиями. Посетители же хамама возвращаются в исходную точку (раздевалку) для отдыха (кейфа). Служители приносят сюда напитки, как правило шербет, кофе. Здесь курят, беседуют, иногда слушают музыку.
В отличие от римлян, которые возводили преимущественно огромные центральные бани, арабы предпочитали иметь несколько мелких бань вокруг города.
Во многих регионах по примеру римлян арабы сооружали хамамы на горячих источниках. Они назывались каплика, или илика. В их горячих залах не было каменного постамента для массажа. Помещение обогревалось водой из источников. Старейшие на Востоке каплика и илика находятся в городе Бурса.
Хамам - неотъемлемый элемент восточного городского пейзажа - строился, как правило, недалеко от мечети, но несколько в стороне, в скрытом от прямого обзора месте. В исламском городе он был в каждом квартале и ежедневно принимал своих постоянных посетителей.
Как и римские бани, хамам стал центром общественной жизни. "Город хорош тогда, когда в нем есть баня", - говорил ранний арабский историк Абу Сир. Входная плата в хамам всегда была исключительно низка, и даже самый бедный человек мог позволить себе это удовольствие. В средние века даже существовал обычай не устанавливать определенной таксы - каждый платил сообразно своему положению. Турецкая баня не просто место, где можно омыть тело и поправить здоровье. Хамам чудесным образом вплелся в каждодневную жизнь. Здесь все равны: богатые и бедные, молодые и старые, красивые и непривлекательные - все на какое-то время становятся свободными от мира, который остается за стенами хамама. В старой Турции женщины, как и мужчины, могли посещать баню без ограничений - это было одно из немногих общепризнанных женских прав.
Весьма распространены традиции ритуального посещения хамама по праздничным и по более будничным поводам. Совместное посещение бани с гостем - неотъемлемый атрибут гостеприимства. Такие события, как обрезание, помолвка, возвращение с военной службы или с войны, не обходятся без посещения хамама. Ходят туда и в знак религиозного очищения: перед тем, как надеть новую одежду, перед дальней дорогой, в честь выздоровления от болезни, после выхода из тюрьмы.
Хамам являлся такой неотъемлемой частью общественной жизни, что даже богатые люди, имевшие свою собственную баню, обязательно посещали и общественную. Считалось, что этим они показывали всему городу, что чисты телом и душой. Бани обычно сооружались на средства города, мечети или государственной казны, но иногда и на пожертвования богатых покровителей. Постройка хамама считалась богоугодным поступком, достойным уважения окружающих. Арабский писатель Юсуф Абдалхади говорил: "Кто совершил много грехов, пусть построит баню, чтобы смыть их". В старину владелец бани направлял часть прибыли, которую она ему приносила, на нужды мечети, медресе, а также вкладывал их в постройку других бань. Если открывался новый хамам, глашатай объявлял эту новость всему городу и три дня хамам был доступен бесплатно.
Начинается посещение хамама с того, что в раздевалке, где клиент оставляет свою одежду, телак помогает ему завернуться в полотенца: одно обертывается вокруг талии, другое - вокруг плеч и третье - вокруг головы. Дело в том, что в исламской бане обнажение интимных мест считается оскорблением окружающих и греховным поступком. Поэтому в обязанности телака входило следить за соблюдением этого правила и изгонять каждого, кто его нарушит.
Пол в хамаме горячий, и поэтому надевают специальные деревянные башмаки. Посетитель медленно движется в направлении харара. Здесь в клубах горячего пара он сидит некоторое время, пока его мышцы и суставы не разогреются полностью так, как это
необходимо для турецкого массажа. В харара мужчины обычно снимают два верхних полотенца. Телак следит за временем пребывания своих клиентов в харара, а как только кто-нибудь достаточно разогреется, предлагает ему лечь на восьмиугольный выступ для массажа. Камень постамента горячее, чем воздух, и человек начинает потеть еще обильнее. Все мышцы полностью расслабляются. Это говорит о готовности к турецкому массажу, который состоит из множества различных движений - самых разнообразных и подчас рискованных. Со стороны кажется, что человеческое тело месят, как тесто. В старину массажист натирал руки кожурой граната, чтобы сделать их шершавыми и жесткими. Во время массажа выполняется множество поворотов в суставах, вытягиваются руки, ноги, позвоночник. Телак иногда бьет клиента кулаком, резко дергает за голову, руки и ноги, становится коленями на его плечи, швыряет его из стороны в сторону, сгибает так, что ноги достают задней поверхности шеи. При любых других обстоятельствах или при неквалифицированном исполнении такие движения вызвали бы разрыв связок, вывихи суставов и переломы костей. Однако разогретое тело воспринимает такую нагрузку по-другому. Искусство телака заключается в том, чтобы работать с человеческим телом у самой границы боли, но никогда не переходить ее. Поскольку нагрузка чередуется с расслаблением, ощущения клиента колеблются от сдерживаемого крика до стона наслаждения.
Турецкий массаж по силе воздействия на организм эквивалентен серьезной спортивной нагрузке.
После массажа наступает время депиляции. Клиента передают цирюльнику, с которым он уединяется в одной из ниш, скрытых от посторонних глаз. Дело в том, что в восточных странах принято с давних времен, что и мужчины и женщины удаляют волосы на теле - это объективная гигиеническая мера в жарком климате. Издавна депиляцию производили в хамаме с помощью специальной пасты из растительных компонентов или же путем обычного бритья. Кроме депиляции, как мы уже писали выше, цирюльник может постричь волосы, свести мозоли и огрубевшую кожу с подошв. Все это происходит в горячем помещении, поэтому посетитель не успевает остыть после разогрева. Да и длится вся процедура лишь несколько минут.
Затем телак окатывает клиента теплой водой из таза и надевает на руку жесткую варежку - кесе, которая обычно изготовлялась из верблюжьей шерсти или конского волоса. Он трет ею распаренное тело клиента. Варежка намыливается лишь слегка и поэтому остается крайне жесткой. Отшелушиваются омертвевшие частички кожи. Тело становится гладким и блестящим. Далее на голову выливается таз воды. После этого происходит процедура намыливания. В старину для этого использовали специальный полотняный пузырь, позже - мягкую мочалку из тонкого волоса или растительных волокон, например пальмовых листьев, люфы (восточное растение), зачерпывается специально разведенная горячая мыльная пена. После предыдущего жесткого растирания прикосновение нежной горячей пены по контрасту вызывает приятные ощущения.
Намыливание производится очень быстро, при этом человека не трут мочалкой и не втирают мыло в кожу. Сразу после этого следует многократное обливание водой. Иногда затем можно погрузиться в бассейн. В турецких банях бассейны неглубоки, с различной температурой воды. Вообще, в классических хамамах бассейн лишь выполняет декоративную функцию и, кроме того, создает необходимую влажность воздуха. Однако в более поздних постройках, испытавших на себе влияние других культурных традиций, часто имеются и бассейны для погружения.
После окончания процедуры телак накидывает на клиента декоративное полотенце и провожает последнего в комнату отдыха - джамекян, или маслак. Здесь можно читать, курить, пить кофе и обсуждать последние новости, поставщиками которых в старину часто выступали служители бани, поскольку через их руки ежедневно проходило огромное количество людей.
Процедура хамама для женщин ничем не отличалась от обычной, только обслуживающий персонал, естественно, был женского пола. Обычно эту роль выполняли пожилые женщины-вдовы. В Турции и других исламских странах существовал закон: если муж не пускает жену в хамам, она имеет право на развод. Хамам играл важнейшую роль в жизни мусульманской женщины. Здесь узнавались новости, передавались сплетни, здесь матери присматривали невест для своих сыновей. Немецкий писатель и журналист Бернар Штейн после путешествия в Турцию в 1897 году написал: "Для турецкой женщины хамам заменяет все то, чем заполняют жизнь европейки: театры, балы, путешествия. Хамам - единственная реальность в их призрачной, закрытой от мира жизни. Но зато среди сказочно красивых мраморных стен, где эхо трижды повторяет каждое шепотом сказанное слово, жизнь предстает удивительно красочной и прекрасной. Турчанки сидят, полностью расслабившись, в своих цветных одеждах, курят, сплетничают, смеются, кормят грудью детей, красят лица... Нет лучшего места, чтобы постигнуть счастливую безмятежность жизни турецкой женщины".
С начала XX века для хамамов наступили времена упадка. От них отвернулись богатые спонсоры, которые почувствовали дыхание западной цивилизации. Былая роскошь - мозаики и роспись, ковры и музыка - постепенно уходила из бань. Уже в середине XIX века в городах Турции состоятельные люди заводили в своих домах ванны и души по типу европейских.
Похожие материалы: