Баня по белому
На главную
Главная Казачий край История Кубани Уничтожение казачьей «вольницы»

Уничтожение казачьей «вольницы». 100 лет заката

С 1917 года заканчивается период Кубани как казачьего края. Революционные преобразования в России привели к тому, что был разрушен вековой уклад казачьей области. Амбиции пришедших к власти революционеров потребовали от населения беспрекословного повиновения, начался период перераспределения, отъем ресурсов и имущества, земля была отобрана у производителя и роздана всем поголовно без учета возможности и умения обращения с ней. Конечно в такой ситуации, свободолюбивый характер казака был не нужен для новой власти. Авантюристы от новой власти стравили народ между собой для того, чтобы в междоусобице выполнить свои корыстолюбивые планы. Руководство казаков было не готово к такому повороту и выпустило ситуацию из-под контроля. Большая часть верных казаков находилась на фронтах. За период войны России с Германией и Японией большинство центральных областей обнищало и пришло в упадок. На Кубань хлынули потоки обездоленных, обозленных и поэтому жаждущих лучшей доли, людей. Конечно после центральной России жизнь на Кубани многим показалась идеальной, но новые люди не вписывались в структуру казачьего общества и его уклад. Поэтому на Кубани сформировалась взрывоопасная смесь настроений, убеждений и идеологий. Революция и стала искрой, взорвавшая казалась бы крепкий и отстроенный уклад Кубанской казачьей области.
Оправившись от переворота, казаки начали вести борьбу с люмпенами, захватившими власть, но казачьи атаманы не смогли договориться и в руководстве не нашлось настоящего лидера, поэтому примкнув то к одному, то к другому движению только расточили свои силы и в результате полностью проиграли битву большевикам. Большевики, придя к власти, раскрутили колесо репрессий, уничтожив всю верхушку казачьего общества. В процессе преобразований казачий уклад был заменен на принцип социалистического общежития. В период коллективизации с 1929 по 1936 гг. уничтожили и хозяина - положения, жизни, земли, слова. Новое поколения воспитывалось в духе покорной, бездумной, бездушной, безликой массы. Уничтожение казачества проходило от морального угнетения и притеснения, вплоть до физического уничтожения. Казачью среду усиленно разбавляли переселенцами из других областей. Многие казачьи семьи выселялись в Сибирь после полной конфискации имущества. Некогда цветущий край превратился в такой же голодный округ, каким себя представляли до Великой Отечественной войны 1941- 45 гг. большинство губерний России. В годы голодомора население Кубани спаслось благодаря рыбным запасам края, очередной раз природа спасла население жителей после войны.
В после военный период, Кубань многократно оказывалась под прицелом амбициозных проектов Советского руководства. На Кубани проводились широкомасштабные эксперименты, которые чаще или не приносили значительного успеха или вообще скатывали экономику к низу: было и возделывания хлопка; и поголовное внедрение овцеводства; кукуруза вытесняла большинство культур; была борьба за миллион тонн риса; мелиорация проводилась без учета природных факторов, рубились леса, осушались плавни, реки перегораживались; промышленность развивалась с нарушением всех экологических нормативов и т.д. Люди в данных проектах просто не учитывались, максимум как человеческий фактор способные только на ошибки при выполнении чужой воли. Безликая масса, максимум – электорат, были удобным форматом для руководства. Инициатива, предпринимательство, свободомыслие не только не приветствовались, но и объявлялось враждебным, занесенным буржуазной пропагандой.
Такую Кубань, мы получили в наследие после правления временщиков, прикрывающихся лозунгами единства, братства и демократических преобразований. Но беда основная которая постигла Кубань (как и всю Россию) – это отсутствие заинтересованного труда, частного производства, отсутствие закона о земле, признание человека хозяином частной собственности.
Какая дальше будет история Кубани? Возродится ли у людей интерес к труду, и инициативе? Покажет время. Поскольку те 100 лет, что мы прожили в условиях отсутствия казачества уже отложили бесповоротный отпечаток на многих факторах эволюционного развития, общества которых нам, по-видимому, не вернуть.
 

Похожие материалы: