Баня по белому
На главную

Дух казачий

Дух казачий воспитывался веками и все было в казаках: страшные, жестокие и беспощадные в боях с врагами их веры и гонителями христианства, в тоже время простые и чуткие, как дети, в обыденной жизни. Они мстили туркам и крымцам за бесчеловечное обращение и угнетение христиан, за страдания плененных братьев. За вероломство, за несоблюдение мирных договоров. «Казак поклянется душою христианской и стоит на своем, татарин и турок поклянется душой магометанской и солжет» - говорили казаки, стоя твердо друг за друга. «Все за одного и один за всех», за свое древнее казачье братство. Казаки были неподкупны, предательство среди них, среди природных казаков не было. Попав в плен, тайн своего братства не выдавали и умирали под пытками смертью мучеников. Казаки были народом религиозным без ханжества и лицемерия, клятвы соблюдали свято и данному слову верили, чтили праздники Господние и строго соблюдали посты. Народ прямолинейный и гордый, лишних слов не любили и дела на кругу решали скоро и справедливо.

По отношению к своим провинившимся казакам наказания за преступления – измену, трусость, убийство и воровство были жестоки: «В куль, да в воду». Убийство врага и воровство у врага за преступление не считалось. Повелось еще эти суровые наказания из Запорожской Сечи. Из преступлений самым великими считалось убийство товарища, братоубийцу закапывали в землю живого в одном гробу с убитым. Смертью каралось в Сечи воровство и укрывательство краденой вещи, связь с женщиной и содомской грех. Смертью наказывались также те, кто творил насилие в христианских селениях, самовольная отлучка и пьянство во время похода и дерзость против начальства.
Характерной особенностью казачьей души была потребность проявить доброту и услугу вообще, а постороннему особенно (подать оброненное, помочь поднять, поднести что-либо по пути, помочь при подъеме или выходе, уступить место для сидения, подать при общем застолье что-либо соседу или рядом сидящему. Прежде чем самому что-либо съесть или утолить жажду, должен был предложить рядом находившемуся.

За грех считали отказать в просьбе просящего и в подаянии – нищему и убогому, но сами казаки никогда не нищенствовали, считалось – лучше всю жизнь отдать, чем просить. К жадному человеку с просьбой не обращались, считалась, что услуга жадного не послужит добру.
Дух казачий проявлялся еще и в сдержанности, казаки предпочитали за правило обходиться тем, что есть, а не тем, чем бы хотелось, но не быть в долгу. «Долг хуже неволи» и если требовалось что-нибудь «позычить» (занять) старались немедля при случае отдать. За долг считали и проявленную к тебе доброту, бескорыстную помощь, уважение. За это казак должен был рассчитаться тем же.
Пьяниц, как и в любом народе, не переносили и презирали. Умершего от перепоя (алкоголя) хоронили на отдельном кладбище вместе с самоубийцами и вместо креста на могилу забивали осиновый кол.

Самым отвратительным пороком в человеке считали обман не только делом, но и словом. Казак, не выполнивший данного им слова или забывший о нем, лишал себя доверия «Изверился человек в рубле, не поверят и в игле».

Для соблюдения порядка в войске избирался Войсковой судья о исполнял роль следователя, исполнителями же приговоров всегда были осужденные, обязанные поочередно казнить друг друга. За воровство обычно приковывали к позорному столбу, где преступника забивали киями (палками) свои же товарищи. За оскорбление начальства и неотдание долга товарищу приковывали к пушке цепями. За великое воровство или как бы сегодня сказали хищение в особо крупных размерах, виновных ждала виселица.
 

Похожие материалы:

Пропустить Навигационные Ссылки.Пропустить Навигационные Ссылки.Пропустить Навигационные Ссылки.