Баня по белому
На главную

Адыги

Адыги - народ, составляющий основное население Адыгеи. Общая численность адыгов в Российской Федерации по переписи 2002 года 712 тысяч человек, они проживают на территории шести субъектов: Адыгея, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Краснодарский край, Северная Осетия, Ставропольский край. В трёх из них адыгские народы являются одной из «титульных» наций, черкесы в Карачаево-Черкесия, адыгейцы в Адыгее, кабардинцы в Кабардино-Балкарии. За рубежом самая многочисленная диаспора адыгов в Турции, по некоторым оценкам турецкая диаспора насчитывает от 2,5 до 3 млн черкесов. На настоящее время язык адыгов сохранил два литературных диалекта, а именно адыгейский и кабардино-черкесский, входящие в абхазо-адыгскую группу северокавказской семьи языков.

Начиная с античных времён, Адыги стали известны под различными наименованиями (этнонимами), такими как зихи, меоты, синды, дандарии, досхи, керкеты, касоги, каски и т. д.

С XIII века все эти названия вытесняются общим названием — черкесы.

В настоящее время, кроме общего самоназвания, в отношении адыгских субэтносов, используемые следующие именования : Кабардинцы; Черкесы; Убыхи; Адыгейцы, куда включаются следующие субэтнонимы: абадзехи, адамийцы, бесленеевцы, бжедуги, егерукаевцы, мамхеги, махошевцы, темиргоевцы , натухайцы, шапсуги , хатукайцы, хегайки, жанеевцы, гуайе, чебсин, адале.

Предки адыгов, именуемые зихами, меотами, керкетами и т. д., вошли в историю начиная с VI века до нашей эры, так как описаны античными авторами, а их культура последовательно подтверждена памятниками майкопской культуры, дольменной культуры, меотской культуры и других археологических культур.

Точное происхождение этнонима «адыг» пока не установлено. Самым древним упоминанием в истории данного самоназвания в независимых источниках является книга генуэзского путешественника Дж. Интериано, изданная в Венеции в 1502 г., в которой он сообщал:

Зихи — называемые так на языках: простонародном греческом и латинском, татарами же и турками именуемые черкесы, сами себя называют — «адига».

Регулярные московско-адыгские связи начали устанавливаться ещё в период генуэзской торговли в Северном Причерноморье, которая происходила в городах Матрега (ныне Тамань), Копа (ныне Славянск-на-Кубани) и Каффе (современная Феодосия) и т. д., в которых значительную часть населения составляли адыги. В конце XV века по Донскому пути постоянно приходили караваны русских купцов в эти генуэзские города, где русские купцы совершали торговые сделки не только с генуэзцами, но с горцами Северного Кавказа, проживавшими в этих городах.

Московская экспансия в южном направлении не могла развиваться без поддержки этносов, считавших бассейн Чёрного и Азовского морей своей этносферой. Это были прежде всего казаки, донские и запорожские, религиозно-культурная традиция которых — православие — сближала их с русскими. Это сближение осуществлялось, когда это было выгодно казакам, тем более что перспектива пограбить крымские и османские владения в качестве союзников Москвы отвечала их этноцентристским целям. На стороне русских могла выступить часть ногаев, присягнувших московскому государству. Но, главное, прежде всего русские были заинтересованы в поддержке самого мощного и сильного западно-кавказского этноса адыгов.

Русско-адыгские связи не прерывались. Более того, они приняли формы совместного боевого сотрудничества. Так, в 1552 году адыги вместе с русскими, казаками, мордвой и др. приняли участие во взятии Казани.  В 1556 году адыги и русские нанесли двойной удар по тюркской этносфере: адыги по Крыму, а русские по Астрахани. Заручившись поддержкой грозного русского царя, адыги осуществили в 1556 году ряд смелых военных операций на Северном Кавказе, в результате которых были захвачены османско-татарские военные базы Темрюк и Тамань. Эта акция адыгов во многом способствовала захвату русскими Астрахани, которая не могла теперь рассчитывать на поддержку с крымско-османских баз на Таманском полуострове. После взятия русскими Астрахани появилась реальная возможность совместных действий русских и адыгов: «В 1556 году начинаются походы московских армий на нижний Днепр и на нижний Дон, смененных вскоре запорожцами и донскими казаками вместе с черкесами».

В 1561 году Иван Грозный женился на дочери известного кабардинского князя Темрюка Идарова. После крещения в Москве она стала царицей Марией. Это был дипломатический ход, чтобы мирным путем воздействовать на ход событий на Кавказе. Однако этому союзу не пришлось долго просуществовать и еще неоднократно менялись дружественные отношения на враждебные, в том числе и в период заселения Кубани Запорожскими казаками.

 

Похожие материалы:

Пропустить Навигационные Ссылки.Пропустить Навигационные Ссылки.Пропустить Навигационные Ссылки.